logo_img Министерство народного образования Республики Узбекистан gerb_img
«ПРЕПОДАВАНИЕ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Научно-методический журнал

2008 - № 1

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Гуманист ХХ века - Генрих Бёлль

И.Ф.Борисова, доцент Национального университета Узбекистана

В одном из своих интервью начала 60-х годов Генрих Бёлль так определил задачу писателя: "Писатель должен с помощью своей фантазии извлечь действительность из фактов". Лауреат Нобелевской премии в области литературы за 1972 год Г.Бёлль и сегодня пользуется международной известностью, прежде всего благодаря тематическому богатству его книг, в которых представлены события войны и жизнь людей, выживших и выбравшихся из развалин, что, собственно, и породило название "литература развалин", данное самим писателем. Но вместе с тем были и критики, обвинявшие писателя в простоте формы и отсутствии экспериментального начала. Сложность исследования творчества Г.Бёлля обусловлена тем, что при внешнем сходстве его мировоззренческой позиции с восприятием мира такими известными писателями того времени, как например, А.Камю, Э.Хемингуэй или Г.Грин, он остается подлинно оригинальным в решении проблем личности и в целом в своей писательской манере.

Среди причин, побудивших его стать писателем, Г.Бёлль называет кризис общества в 20-30-е годы, а также романтическую загадочность и анонимность большого города, ставящие неисчислимые вопросы перед вдумчивым наблюдателем. Г.Бёлль родился в Кельне в 1917 году, он жил в этом городе до конца своих дней. Здесь же происходит действие большинства его произведений. В своих заметках "О самом себе" писатель упоминал об особой атмосфере города, в котором царило "гражданское легкомыслие", скрывающее в себе несогласие и завуалированный протест против власти, ведь здесь "светская власть никогда особо не принималась всерьез, а духовная - еще менее серьезно…".1 Становлению его этических взглядов, по признанию автора, способствовало также творчество таких писателей христианско-этического направления, как Ф.Достоевский, Ч.Диккенс, Честертон, П.Клодель, И.Во, Т.Вулф, У.Фолкнер и других. Генрих Бёлль не принадлежал ни к одной из политических партий. Выступая за "ангажированность" писателя, он толковал ее как основу художественного творчества, заявляя: "Там, где ты чувствуешь себя в родном доме, ты должен вмешиваться сам и позволять вовлекать себя в общественно-политическую жизнь".

Писать Г.Бёлль начал еще в 30-е годы, но война прервала его творчество, и первые рассказы были опубликованы после войны. Уже в первых изданных произведениях проявилось неприятие бессмысленности войны, разрушений и жестокости. Контраст мажорной официальной военной пропаганды и горькой правды, постигаемой на опыте войны простым человеком, задан в начале повести "Поезд пришел вовремя" (1949). Солдат Андреас садится в поезд, который должен отвезти его на фронт. Он взял вещи, вошел в купе, опустил стекло и высунулся наружу, а над ним каким-то слизистым облаком плыл звучный голос: "Поезд отправляется…"."- Я не хочу умирать! - закричал он - я не хочу умирать, но ужас в том, что я умру... скоро!".2

Г.Бёлль показывает войну изнутри, как видел ее сам глазами обыкновенного солдата. Бессмысленность войны и ее жестокость были представлены позже в романах 50-х - 70-х годов, где открыто прозвучало и разоблачение мифов о войне. За частной судьбой героев Бёлль представляет судьбу нации.

Первая публикация Г.Бёлля, а это был рассказ "Весть" (1947 г.), стал своеобразным камертоном для малой прозы, повествующей не только о войне, но и о мирной жизни. Но зачастую это зыбкий мир тыла, или мир под угрозой войны или среди ее последствий. Голод и разруха, нищета и безработица, одиночество и отчужденность - таковы составляющие этой жизни. Рассказ "Смерть Лоэнгрина" (1950 г.) повествует о мальчике, погибшем под колесами поезда, с которого он набирал уголь для семьи, рассказ "Весть" о женщине, принявшей в дом другого мужчину, в то время как ее муж был на фронте. Сюда же можно отнести и знаменитый рассказ "Путник, когда ты придешь в Спа…" (1950 г.), о последних часах жизни молодого солдата, прооперированного в рисовальном зале его гимназии. При этом событийность в рассказах Бёлля, хотя и воссоздана достоверно, предполагает постепенное появление второго плана, усиленного аллегорическим подтекстом. Так в названном рассказе "Путник, когда ты придешь в Спа …", Г.Бёллю было необходимо "привезти" раненого солдата в тот город и в ту гимназию, где он учился и где писал классическую фразу "Путник, когда ты придешь в Спа...", которую он не успел закончить из-за призыва на фронт. Сделать нравственный вывод из повествования писатель поручает читателю, что и объясняет отсутствие логического конца в большинстве его рассказов:

... ...

... ...

... ...

... ...

Перебирая события своей жизни, каждый из персонажей романа видит собственную вину и вину своих близких за кровавые годы в истории страны. Так возникает тема ответственности за прошлое. В день восьмидесятилетия Генриха Фемеля почти все персонажи совершают то, что свидетельствует об их нежелании мириться дальше с объективной историей. Генрих Фемель, разрушая легенду о себе как о верноподданном гражданине, бросает в сточную канаву свои ордена и отменяет юбилей. Роберт отказывается рассчитывать военный объект. Иоганна Фемель, убежав из лечебницы, встречается с семьей и стреляет в министра М., наблюдавшего с балкона за военным парадом неонацистов.

История понимается героями романа как неотвратимое движение сил, направленных на разрушение человеческого в человеке. Но в этой субъективной концепции просматривается и объективный вывод: прошлое властно напоминает о себе в настоящем. Единственная возможность для героев сохранить нравственное достоинство - сознательно не участвовать в истории. Может быть, поэтому Бёлль не показывает окончательного решения внука Генриха Фемеля Иозефа: он отказывается восстанавливать аббатство, но дальнейшие события определит время. По характеру художественной манеры Г.Бёлль выступает не столько "как кропотливый аналитик социальной сферы, …сколько как поэт-моралист, противополагающий этой системе свои идеалы человека и человечного в качестве нравственного ориентира", - справедливо отмечает М.Рудницкий.3 При этом представляется, что речь может идти и о произведениях сугубо современных. Убедительным примером служит повесть "Утраченная честь Катарины Блум, или Как возникает насилие и к чему оно может привести" (1971 г.). Композиция повести напоминает детективный роман. Молодая женщина убивает журналиста и сама заявляет в полицию о своем преступлении. Она дала приют человеку, которого, как оказалось, разыскивает полиция. Вокруг героини разворачивается кампания лжи, доносов и преследований. Доведенная до отчаяния Катарина творит самосуд и убивает журналиста - клеветника. Повесть Бёлля - это резкое обличение режима тотальной слежки и продажности прессы, порождающих индивидуальный бунт во имя сохранения собственного человеческого достоинства.

Вера в человека лежит в основе всей авторской программы Г.Бёлля. Она и определила нравственные критерии писателя, доминантой для выражения которых стал гуманизм его книг.


1 Цитируется по: М.Рудницкий. Генрих Бёлль // История литературы ФРГ. -М.: Наука, 1980. -С.296.

2 Генрих Бёлль.Собр.соч. в томах. Т.1. - М.: Художественная литература, 1989, 1989. - С.31. Далее цитируем по этому изданию с указанием страницы в скобках.

3 См.сноску 1. - С.319.